ГО и ЧС

 

 

 

 

 

 

 

Права и обязанности граждан в области гражданской обороны

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 12.02.1998 N 28-ФЗ «О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ»

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
— проходят обучение в области гражданской обороны;
— принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
— оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.12.1994 N 68-ФЗ «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:
— на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
— в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
— быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
— обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
— на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
— на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
— на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Российской Федерации обязаны:
— соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
— изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
— выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
— при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работы

 

 

Понятие чрезвычайных ситуаций

 

 

Существуют различные определения понятия «чрезвычайная ситуация». Наиболее часто чрезвычайную ситуацию определяют как нарушение нормальной жизни и деятельности людей на объек­те или определенной территории (акватории), вызванное авари­ей, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпи­демией, эпизоотией, эпифитотией, а также военными действи­ями и приведшее или могущее привести к людским и материаль­ным потерям. Чрезвычайная ситуация может быть также опреде­лена как внешне неожиданная, внезапно возникающая обстанов­ка, характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоя­нием населения, значительным социально-экологическим и эко­номическим ущербом, прежде всего человеческими жертвами, и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и вре­менными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных не­гативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.). Американ­ские исследователи определяют чрезвычайную ситуацию как нео­жиданную, непредвиденную обстановку, требующую немедлен­ных действий.

 

 

Понятие чрезвычайной ситуации связано с такими понятия­ми, как «опасность» и «риск».

 

 

Представленные в таблице критерии обладают свойством сис­темности, т.е. только наличие одновременно всей их совокупнос­ти позволяет квалифицировать ситуацию как чрезвычайную. От­сутствие хотя бы одного критерия уже не позволяет этого сделать.

 

 

 Рассмотрим примеры использования данных критериев. Пред­положим, что произошла катастрофа на пассажирском транспорте (авиационном, железнодорожном, автомобильном и др.), повлек­шая за собой человеческие жертвы. Однако эта катастрофа не может быть признана чрезвычайной ситуацией, в частности, по­тому, что не отвечает ей с точки зрения социально-психологи­ческого критерия. Стрессовое состояние испытывают, как пра­вило, оставшиеся в живых участники, их родственники и род­ственники погибших. Остальное население продолжает достаточно спокойно пользоваться транспортными средствами. Кроме того, такая катастрофа зачастую не влечет за собой цепи тяжелых вто­ричных, третичных и других последствий, таким образом она не отвечает и специфическому (седьмому) критерию чрезвычайных ситуаций. Следовательно, рассмотренная катастрофа касается ог­раниченного круга лиц, «рискнувших» использовать именно это транспортное средство, и не может характеризоваться как чрез­вычайная ситуация.

 

 

Рассмотрим транспортную катастрофу, произошедшую с же­лезнодорожным составом, перевозившим опасные грузы (взрыв­чатые, агрессивные или ядовитые химические вещества). Предпо­ложим, что в результате катастрофы произошел взрыв. В этом слу­чае под действие такого поражающего фактора, как ударная вол­на, попал и достаточно широкий круг лиц, «не связанных» с ис­точником риска (железнодорожный транспорт), а также и значи­тельное число сооружений, прежде всего жилых домов. Таким образом, возникшая в результате катастрофы ситуация соответ­ствует всем критериям, представленным в таблице, и может быть определена как чрезвычайная.

 

 

Критерии чрезвычайных ситуаций

 

 

 

 

п/п

 

 

Тип критерия

 

 

Номер параметра

 

 

Качественное описание критерия

 

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

Временной

 

 

 

 

 

 

 

Социально-экологический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-психологический

 

 

 

 

 

 

 

Социально-политический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономический (включая технико-экономический)

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

Внешняя внезапность, неожиданность возникновения

 

Быстрое развитие событий (с момента возникновения ЧС)

 

Человеческие жертвы, эпидемии, мутагенез, тератогенез у человека и животных

 

Эпизоотии, массовый падеж скота

 

Вывод из воспроизводства значительной части природных ресурсов, сельскохозяйственных угодий и культур

 

Стрессовые состояния (страх, депрессии, фобии, паника и т.д.)

 

Дестабилизация психологической устойчивости населения в посткризисный период

 

Остроконфликтность, взрывоопасность

 

Усиление внутриполитической напряженности, широкий внутриполитический резонанс

 

Усиление международной напряженности, широкий международный резонанс

 

Значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выражении

 

Выход из строя целых инженерных систем и сооружений

 

Необходимость значительных материальных затрат на восстановление и компенсацию, создание специальных фондов (страховых и т.д.)

 

Необходимость использования большого количества разнообразной техники, в том числе качественно новой, для предотвращения ситуации и ликвидации ее последствий

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

Организационно-управленческий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфический

 

(мультипликатив-ный)

 

 

15

 

 

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

Неопределенность ситуации, сложность принятия решений, прогнозирования хода событий

 

Необходимость быстрого реагирования (принятия решений)

 

Необходимость привлечения большого числа разных организаций и специализаций. Необходимость масштабных эвакуационных и спасательных работ, включая скорую медицинскую помощь

 

Много- и разноплановость последствий, их цепной характер (например, разрушение объекта вследствие взрыва, возникновение пожаров, выход из строя коммуникаций из-за пожара и т.д.)

 

 

 

 

 

 

Промышленные аварии превращаются в чрезвычайные ситуа­ции в том случае, если вызванные ими последующие негативные события угрожают существованию социальной структуры обще­ства. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение «специфического», или мультипликативного, критерия. Данный критерий выделяет одну из главных характерных черт чрезвычай­ных ситуаций: многопорядковость и разнообразие последствий – социальных, политических, экологических, экономических, пси­хологических.

 

 

Возьмем в качестве примера аварию на Чернобыльской АЭС. В результате аварии погибли десятки и были госпитализированы сотни людей. Пришлось эвакуировать сотни тысяч граждан и за­тратить на ликвидацию последствий аварии значительные сред­ства (в первые четыре года поле аварии было затрачено 10,5 млрд. руб.). Некоторые из соответствующих научно-технических про­грамм, связанных с развитием ядерной энергетики, были затор­можены или вообще отменены (в отношении реакторов РБМК-1000). Были разработаны новые подходы к размещению АЭС, а также к подготовке кадров для их обслуживания. Перечисленные мероприятия потребовали от государства значительно увеличить расход финансовых и материальных ресурсов на указанные цели.

 

 

Наличие совокупности всех 18 параметров, качественно опи­сывающих критерии, не является необходимым для определе­ния ситуации как экстремальной. В той или иной конкретной обстановке некоторые из них могут отсутствовать. Например, в случае катастрофического загрязнения окружающей среды токсич­ными веществами (пестицидами, тяжелыми металлами и др.), па­раметр 7 (дестабилизация психофизиологической устойчивости в посткризисный период) может отсутствовать.

 

 

Рассмотрим основные последствия чрезвычайных ситуаций. За последние 20 лет от них на Земле пострадало более 1 млрд. чело­век, в том числе свыше 5 млн. погибло или было ранено, а нане­сенный материальный ущерб исчисляется триллионами долларов. За указанный период по экологическим причинам покинули род­ные места и стали беженцами миллионы людей. В настоящее вре­мя в мире число таких беженцев превышает 10 млн. человек, тогда как число традиционных беженцев (жертв вооруженных конфлик­тов и региональных войн) – более 13 млн. человек.

 

 

Весьма тяжелы последствия стихийных бедствий, которыми называют опасные природные явления или процессы, носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседнев­ного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, а также уничтожению материальных ценностей. К стихийным бедствиям относятся наводнения, землетрясения, засухи, вулканическая деятельность, массовые лесные пожары, сильные устойчивые морозы и др. Наибольший вред приносят наводнения (40% общего урона), ураганы (20%), землетрясения и засухи (по 15%). Остальные 10% общего урона приходятся на все другие виды стихийных бедствий.

 

 

Так, в результате землетрясения, произошедшего в Армении в конце 1988 г., пострадало 550 тыс. человек, из них погибло 25 тыс. человек. Было потеряно 8 млн. м2 жилья, без крова остались 514 тыс. человек. Нарушилась связь со 121 отделением связи, было выве­дено из строя 50 автоматических телефонных станций (АТС) и система оповещения. Перестали функционировать 170 промыш­ленных предприятий, вышло из строя 102 км канализационных сетей, было нарушено водоснабжение в 11 населенных пунктах. Из 965 населенных пунктов на территории республики пострадало 173, а 58 населенных пунктов было разрушено полностью.

 

 

За последние 20 лет от стихийных бедствий в мире пострадало в общей сложности более 800 млн. человек (свыше 40 млн. человек в год), погибло порядка 140 тыс. человек, а ежегодный материаль­ный ущерб за этот период составил не менее 100 млрд. долларов.

 

 

Большую опасность представляют техногенные (технологичес­кие) катастрофы, которые возникают вследствие нарушения тех­нологического процесса или внезапного выхода из строя машин, механизмов и технических устройств во время их эксплуатации. К техногенным катастрофам относятся различные аварии на про­мышленных и энергетических объектах, а также на транспорте, растекание по поверхности почвы и воды токсичных жидкостей и нефтепродуктов и др.

 

 

Среди наиболее опасных техногенных (технологических) ка­тастроф следует указать аварии на энергетических объектах, прежде всего на АЭС; далее следуют химические предприятия, выпускающие пестициды, гербициды минеральные удобрения, пластмас­сы; транспортные аварии (при перевозке опасных грузов); нефтя­ные разливы при прорыве трубопроводов и др. Особое место в этом ряду занимает разрушение плотин; по своим последствиям они могут быть более опасными, чем аварии на АЭС. Радиацион­ные и химические поражающие факторы, возникающие при ава­риях на АЭС и химических предприятиях, обладают долгосроч­ным и, что особенно опасно, скрытым (латентным) воздействием на организм человека, а также оказывают негативное воздействие на здоровье будущих поколений.

 

 

Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций

 

 

Существуют различные классификации чрезвычайных ситуа­ций исходя из характера возникновения (генезис) чрезвычайной ситуации. Очень часто чрезвычайные ситуации характеризуются в отношении их преднамеренности. При таком подходе вся совокупность рассматриваемых ситуаций распадается на два типа: преднамеренные и непреднамеренные чрезвычайные ситуации. Происхождение чрезвычайной ситуации может также рассматриваться в отношении ее естественности. При этом подходе все чрезвычайные ситуации подразделяются на три типа: искусст­венного происхождения, или антропогенные (включая техногенные), естественного (природные) и смешанного происхождения, или при-родно-антропогенные. В таблице № 2 представлены типы чрезвычай­ных ситуаций; в основание их классификации положены такие признаки, как преднамеренность и естественность.

 

 

При классификации по признаку «преднамеренность» вся со­вокупность рассматриваемых ситуаций распадается на преднаме­ренные и непреднамеренные чрезвычайные ситуации. В первый из названных типов входят социально-политические конфликты, а в последний – три класса чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, техногенные (технологические) катастрофы и «комби­нированные» чрезвычайные ситуации).

 

 

Если за основу классификации берётся признак «естествен- ность», то антропогенные чрезвычайные ситуации включают в себя социально-политические конфликты и техногенные катастрофы, второй тип (природные чрезвычайные ситуации) включает сти- хийные бедствия, и, наконец, последний – класс чрезвычайных ситуаций «комбинированного» возникновения.

 

 

Важная характеристика чрезвычайных ситуаций – темпы их формирования (развития). По продолжительности (от непосредственной причины возникновения чрезвычайной ситуа­ции до ее кульминационной точки) все ситуации можно разде­лить на «взрывные» и «плавные». Продолжительность развития чрезвычайных ситуаций первого типа составляет от нескольких секунд до нескольких часов. Примером таких экстремальных си­туаций могут служить стихийные бедствия и некоторые виды тех­ногенных катастроф (аварии на крупных АЭС, ТЭС, газо- и неф­тепроводах, а также на химических предприятиях).

 

 

Продолжительность развития чрезвычайных ситуаций второго типа может исчисляться несколькими десятилетиями. Такая ситу­ация возникла в 1978 г. в районе канала Лав (г. Ниагара-Фолс, США). С 1942 по 1953 гг. филиал известной нефтехимической корпорации «Оксидентал Петролеум» производил захоронение опасных отходов, содержащих диоксин и еще примерно 200 ядо­витых веществ. Спустя четверть века они просочились на поверх­ность, попали в водопроводную сеть и создали серьезную угрозу здоровью и жизни населения. 1 августа 1978 г. президент США Д. Картер объявил «национальную чрезвычайную ситуацию»  – население города было эвакуировано.

 

 

По масштабу распространения чрезвычайные ситуации классифицируют на: локальные (объектные), местные, региональные, национальные и глобальные. В понятие масштаба распространения входят не только размеры территории, на кото­рой возникла чрезвычайная ситуация, но и ее косвенные послед­ствия (нарушение связи, систем водоснабжения и водоотведения, необходимость ремонта или разборки поврежденных зданий и сооружений и др.), а также тяжесть этих последствий, которую оценивают по затрате сил и ресурсов, привлеченных для ликвида­ции чрезвычайных ситуаций.

 

 

Локальные чрезвычайные ситуации возникают на отдельных объектах народного хозяйства (предприятиях, промышленных очи­стных сооружениях, складах и хранилищах и др.). Последствия чрезвычайных ситуаций на данных объектах устраняются собствен­ными силами и за счет своих ресурсов.

 

 

К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, которые возникли в населенном пункте, городе, в одном или нескольких районах, а также в пределах области. Устранение их последствий производится с привлечением ресурсов области.

 

 

Региональные чрезвычайные ситуации занимают территорию нескольких областей или экономического района; национальные –охватывают территорию нескольких экономических районов, но не выходят за пределы государства; глобальные чрезвычайные ситуа­ции распространяются и на другие государства. Соответственно устранение перечисленных последствий осуществляется за счет субъектов Российской Федерации, государства в целом или между­народного сообщества (при глобальных чрезвычайных ситуациях).

 

 

 Локальная чрезвычайная ситуация при известных условиях вполне может перерасти в региональную, национальную или гло­бальную. При этом важно установить конкретный тип критерия или параметр, по которому возникшая обстановка относится к тому или иному типу чрезвычайной ситуации.

 

 

В качестве примеров рассмотрим две самые крупные техно­генные катастрофы за всю мировую историю развития энергетики и промышленности.

 

 

Крупнейшая ядерная авария произошла 26 апреля 1986 г. в Чернобыле на Украине. В результате последовательных ошибок, допущенных операторами ядерного реактора, в нем начал накап­ливаться водяной пар. Он реагировал с находящимся в реакторе горячим цирконием, и образовывался водород. Давление водо­рода в активной зоне реактора нарастало, что привело в конеч­ном итоге к разрушению верхней части реактора. При соприкос­новении с воздухом газообразная смесь взорвалась, и от возник­шего пламени загорелся графитовый замедлитель, который про­должал гореть несколько дней. Радиоактивные вещества, нахо­дящиеся в реакторе, попали в атмосферу и образовали радиоак­тивное облако, размеры которого составляли 30 км в ширину и приблизительно 100 км в длину. Распространившись затем на большое расстояние, облако вызвало радиоактивное заражение местности. Зона существенного загрязнения местности (с уров­нем загрязнения более 5 мр/ч) составила около 3000 км2. Несколь­ко десятков человек погибло в результате аварии. Отмечены так­же многочисленные случаи заболевания лучевой болезнью. Свыше 100 000 человек, проживавших в радиусе 30 км от реактора, пришлось эвакуировать вскоре после аварии.

 

 

Крупнейшая химическая авария произошла на заводе по изго­товлению пестицидов в г. Бхопале (Индия) 2 декабря 1984 г. Этот завод – дочернее предприятие американской фирмы «Юнион Карбайд» – производил пестицид севин (С10Н7ООСNНСН3). При его производстве использовалось промежуточное ядовитое соеди­нение (полупродукт) – метилизоцианат.

 

 

В результате технической неисправности (поломки предохра­нительного клапана) одного из резервуаров, в котором хранился метилизоцианат, его ядовитые пары попали в атмосферу. По оцен­кам, в воздух попало приблизительно 3 т газа, что привело к гибе­ли более 2500 человек, а общее число пораженных отравляющим веществом, которым была оказана медицинская помощь, достиг­ло 90 000.

 

 

Техногенные катастрофы в Бхопале и Чернобыле по технико-экономическому критерию можно отнести к локальной чрезвы­чайной ситуации, по экономическому – к национальной, а по социально-политическому, имея в виду международный резонанс, а также по социально-экологическому (крупнейшие катастрофы за всю мировую историю индустрии и энергетики) – к глобаль­ным чрезвычайным ситуациям.

 

 

По числу пострадавших в ЧС бывают:

 

 

• малые – пострадавших 25–100 человек, из которых 10–15 нуждаются в   госпитализации;

 

 

•средние – пострадавших 101–1000 человек, из которых 51–250 нуждаются в госпитализации;

 

 

•большие – пострадавших 1000 человек и более, из которых более 250 нуждаются в госпитализации.

 

 

По природе возникновения:

 

 

          К экологическим ЧС относятся аномальные природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.

 

 

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

 

 

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

 

 

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе – межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.

 

 

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы – землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, ураганы, смерти, бури, природные пожары и др.

 

 

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами –  пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушений зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.

 

 

Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп:

 

 

•сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду;

 

 

         •связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;

 

 

•на транспортных коммуникациях;

 

 

• военно-политического характера;

 

 

•вызванные стихийными бедствиями.

 

 

К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:

 

 

-аварии на атомных электростанциях;

 

 

-утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны;

 

 

-аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории;

 

 

-аварии на ядерных установках научно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

 

 

-аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;

 

 

-падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;

 

 

-аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;

 

 

-аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимых значения.

 

 

Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся:

 

 

-пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;

 

 

-взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;

 

 

-взрывы в жилых домах.

 

 

К третьей группе относятся:

 

 

-авиационные катастрофы;

 

 

-столкновение и сход с рельсов железнодорожных составов;

 

 

-аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;

 

 

-аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;

 

 

- аварии на энерго - и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.

 

 

К четвертой группе относятся ЧС военно-политического характера в мирное время:

 

 

-единичный (случайный) ракетно-ядерный удар, нанесенный с акватории нейтральных вод кораблем неустановленной принадлежности или падения носителя ядерного оружия с взрывом боевой части;

 

 

-падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;

 

 

-вооруженное нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых сооружений и частей (в том числе гражданской обороны);

 

 

-волнение в отдельных районах, вызванных выступление антиобщественных или националистических групп (элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.

 

 

Пятая группа включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийные бедствиями:

 

 

-стихийные бедствия, геологического характера (землетрясения, вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины);

 

 

-стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);

 

 

-стихийные бедствия гидрологического характера (наводнение, заторы льдов на реках, цунами);

 

 

-природные пожары.

 

 

В Законе РФ об окружающей среде используется термин ката­строфической экологической обстановки в регионе, под которым понимают высшую степень экологического неблагополучия в ка­ком-либо регионе страны. Регион, в котором сложилась катастро­фическая экологическая ситуация, в соответствии с указанным Законом носит название зоны экологического бедствия. Зоны эко­логического бедствия –участки территории Российской Федера­ции, где в результате хозяйственной или иной деятельности про­исходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей при­родной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию есте­ственных экологических систем, генетических фондов растений и животных. В зоне экологического бедствия окружающая природ­ная среда претерпевает глубокие необратимые изменения, наблю­дается существенное ухудшение здоровья населения, увеличива­ется общая и детская смертность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигналы оповещения ГО и действия населения по ним

 

     Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других современных средств нападения. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами. 


     Считается, что своевременное оповещение населения и возможность укрытия его за 10-15 мин после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового поражения с 85 % до 4-7 %. Поэтому защита населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества убежищ и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны. 


    Современные системы дальнего обнаружения позволяют быстро определить не только место и направление движения носителя, но и время его подлета. Это обеспечивает передачу сигнала по системе оповещения до штабов гражданской обороны и объектов. 


     Оповещение организуется для своевременного доведения до органов гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны о эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др. 

     Эти сигналы и распоряжения доводятся до штабов гражданской обороны объектов централизованно. Сроки доведения их имеют первостепенное значение. Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телевидения и радиовещания, применением специальной аппаратуры и средств для подачи звуковых и световых сигналов. 

     Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований, указываются ориентировочное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода зараженного воздуха и время подхода зараженного воздуха и вид отравляющих веществ. 


     Сигналы, поданные вышестоящим штабом, дублируются всеми подчиненными штабами. 


    Завывание сирен в населенных пунктах, а также прерывистые гудки на предприятиях означают сигнал: “Внимание всем!”.

     Услышав сигнал необходимо включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать сообщение местных органов власти или органов управления по делам ГО и ЧС. В сообщении указывается: факт угрозы, направление распространения зараженного воздуха, населенные пункты, попадающие в зону заражения, характер действий производственного персонала и населения. 

      С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога»; «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога». 

     В штабах гражданской обороны городов могут устанавливаться разнообразная сигнальная аппаратура и средства связи, которые позволяют с помощью пульта включать громкоговорящую связь и квартирную радиотрансляционную сеть, осуществлять одновременный вызов руководящего состава города и объектов народного хозяйства по циркулярной телефонной сети, принимать, распоряжения вышестоящих штабов и передавать свои распоряжения и сигналы оповещения штабам гражданской обороны объектов и населению. 

     Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты. 


    По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. Рабочие и служащие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища. 


     Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники.· Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу· значительно сокращают потери людей. 



    Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается органами гражданской обороны. По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание граждане! Отбой воздушной тревоги. Отбой воздушной тревоги». По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе. 


В городах (районах), по которым противник нанес удары оружием массового поражения, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, правилах поведения населения и другая необходимая информация для последующих действий укрываемых. 


    Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса. 


    По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии -противогаз,· взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие. 

    Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости - и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении. Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях. 

Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях. 


    Необходимо быть предельно внимательными и строго выполнять распоряжения органов гражданской обороны. О том, что опасность нападения противника миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения. 

 

 

 

 

 

Оповещение

       Сектор по вопросам гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций Администрации  Ленинского района Республики Крым сообщает, что электроснабжение Ленинского района осуществляется по воздушной линии (ВЛ-220 кВ «Феодосия Насосная 3-Камыш-Бурун» и ВЛ-110 кв «Феодосия-Ленино». С 04.06.15 по 06.06.15 года будут производится ремонтные работы на ВЛ-220Кв «Насосная-3-Камыш-Бурун».

 

В случае аварийного отключения ВЛ-110 кв «Феодосия-Ленино», ВЛ-220 кВ «Феодосия-Насосная-3» при выведенной в ремонт ВЛ-220 кв «Насосная-3-Камыш-Бурун» необходимо принять меры по подаче напряжения ответственным потребителям от других источников (ДЭС и т.п.), прошу ознакомить местные службы для принятия соответствующих мер. Время аварийной готовности по включению ВЛ-220 «Насосная-3-Камыш-Бурун»-2 часа.